Из-за эпидемии коронавируса по всей стране идут масштабные карантинные мероприятия: ограничивается передвижение в городах, закрывается въезд и выезд граждан из страны, останавливается работа некоторых предприятий и малого бизнеса, гостиниц, ресторанов, и прочего, и прочего, и прочего. И это вполне оправдано делается для нашего здоровья, чтобы остановить или точнее замедлить распространение опасного вируса COVID-19.В работе многих медицинских учреждений тоже многое кардинально поменялось. Целые отделения высвобождаются от плановых госпитализаций и перепрофилируются под прием больных с тяжелыми формами ОРЗ и пневмонией. В некоторых регионах целые больницы или роддома закрывают прием и перепрофилируются под возможный прием больных с тяжелыми формами COVID-19. Детские поликлиники прекратили плановую иммунизацию, стоматологические поликлиники закрыты или ведут ограниченный прием пациентов с острой болью.
Мы задались вопросом, как изменится производство искусственных абортов в непростых условиях эпидемии коронавируса, и опросили специалистов работающих в акушерско-гинекологической службе в разных регионах. Очевидно, что искусственный аборт не является жизненно необходимой и жизнеспасающей операцией, и подавляющее большинство абортов проводятся не по мед. показаниям, а по желанию женщины. Беременность — это не болезнь, аборт — это не лечение. Поэтому в сложившихся эпид. условиях было бы логично ограничить или прекратить производство абортов по желанию, то есть без экстренных медицинских показаний.
Кроме того, во время эпидемии искусственные аборты по желанию:
1. Приводят к нарушению карантинного режима и ухудшению эпидемиологической обстановки. Контакты беременных в регистратуре, в коридорах, на приеме у акушера-гинеколога, в гинекологическом отделении, в операционной, создают риск заражения врачей, акушерок, младшего медперсонала, других беременных и распространения коронавирусной инфекции.
2. Повышают вероятность заражения и ухудшают прогноз. После аборта иммунитет и другие ресурсы организма направлены на заживление эндометрия в полости матки и борьбу с инфекцией. Инфекционно-воспалительные осложнения, как известно, встречаются довольно часто после абортов. Таким образом, после аборта ресурсов организма на защиту от COVID-19 становится меньше, что может ухудшить течение заболевания при заражении COVID-19.
В открытых источниках — на сайтах Минздрава и Роспотребнадзора не было каких-либо специфических указаний по изменению работы акушерско-гинекологической службы в плане производства искусственных абортов. Поэтому в некоторых регионах аборты производятся также, как и до эпидемии, а в некоторых регионах разработаны свои инструкции (приказы) по изменению работы акушеров-гинекологов вплоть до прекращения абортов.
В абсолютном большинстве опрошенных регионов (например, в Приморье, Омской, Воронежской, Тюменской, Смоленской, Ленинградской и других областях) аборты производятся без существенных ограничений. Уменьшилось только количество женских консультаций и гинекологических отделений, предоставляющих эти «услуги». Причем, в этих же регионах из-за карантина практически прекращена вся плановая хирургия (то есть без экстренных показаний). Выходит, что в одной и той же больнице карантинный режим может применяться для хирургического отделения, а для соседнего гинекологического нет?
Разве это не является нарушением санитарно-эпидемиологического режима?
В некоторых женских консультаций пошли по пути ликвидации обязательного доабортного консультирования психологом под предлогом тех же противоэпидемических. Количество абортов там возрасло.
В некоторых регионах (например, в Нижегородской области) аборты по желанию прекратили почти во всех государственных медучреждениях, оставив только 1-2 места, в которые расположены значительно дальше и попасть на аборт туда сложнее. Количество сохраненных беременностей в таких регионах возросло из-за снижения доступности прерывания беременности.
Частные клиники, специализирующиеся в основном на медикаментозных абортах работают везде. Их работа ограничена только карантинными ограничениями, введенными в некоторых регионах (например, в Москве).
Таким образом, видно, что в карантинном режиме Минздрава существует серьезный и возможно осознанный пробел в виде сотен и тысяч ежедневных операций по искусственному прерыванию беременности, в которых нет экстренной необходимости. Это создает серьезную угрозу заражения коронавирусом медицинского персонала, а также других беременных женщин. И ухудшает не только эпидемиологическую ситуацию, но и провоцирует серьёзные риски для общего и более хрупкого репродуктивного здоровья женщин детородного возраста.
Карантин рано или поздно закончится, а что будет после него? Об этом нужно думать уже сегодня. Если, даже в условиях карантина, мы продолжим безостановочно делать аборты, то рассчитывать на улучшение демографии в России не получится.
Comments are closed.